Архитектурные стили в хронологической последовательности с примерами и фото

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

№3. Модерн

Появившись на рубеже XIX и ХХ веков, стиль модерн до сих пор имеет многочисленных поклонников, ведь он позволил полностью переосмыслить взгляд на архитектуру, отказаться от строгости в пользу витиеватых причудливых форм, но не потерять при этом чувство меры.

Отличительные черты:

  • обилие плавных изгибающихся линий, что проявляется в форме окон, дверей, крыш и прочих элементов. Симметрия уступает место естественности;
  • в отделке применяют как традиционные, так и новые материалы, особое место занимает керамическая глазурованная плитка, мозаика и витражи;
  • фасад дома в стиле модерн нередко украшается цветочными мотивами;
  • внутренняя планировка, как правило, сложна, с многочисленными поворотами, спусками и подъемами, комнаты группируются вокруг холла, который имеет особенно большие размеры.

Направление используется при строительстве частных загородных домов, а также небольших домов на несколько семей. Есть целые коттеджные поселки, в которых все постройки выполнены в этом стиле. Однако, правильно спроектировать такой дом нелегко, ведь модерн — стиль прошлого, его сложно прочувствовать, уловив его характер, поэтому у архитектора есть больший риск переступить черту и создать что-то, лишь отдаленно напоминающее модерн.

Промышленная Архитектура

Общий термин, используемый для описания зданий, построенных для удовлетворения потребностей промышленности, промышленная архитектура охватывает ряд типов и стилей зданий, сочетающих функциональность и дизайн, и их можно найти во всем промышленно развитом мире, например на заводах, складах, литейных заводах, сталелитейных заводах. , водонапорные башни, зернохранилища, ликеро-водочные заводы, пивоварни, нефтеперерабатывающие заводы, электростанции и другие утилитарные сооружения. Первые промышленные здания были построены в 1700-х годах во время первой промышленной революции, которая произошла в основном в Великобритании с 1760 по 1830 год.Узнайте все о промышленной архитектуре

Но сегодня, когда мы говорим о промышленной архитектуре, мы в основном имеем в виду здания, возникшие в результате широкого использования новых материалов, таких как металл и бетон, а также методов массового производства, вызванных Второй промышленной революцией конца 19-го и в начале 20-го века, которые легли в основу современной архитектуры . Особенности промышленной архитектуры могут включать большие открытые планы этажей; высокие потолки; сырье, необработанное, такое как бетон, кирпич и металл; отсутствие орнамента на фасаде здания; кирпич, воздуховоды и трубопроводы; и большие окна из металлической сетки.

Чанд Баори

Первоначально Чанд Баори назывался «Город Яркости» или Абха Негри по одноимённому городу, но со временем город переименовали в Абанери, дав новое имя и архитектурному сооружению. Чанд Баори является колодцем с многоступенчатой конструкцией. Глубина колодца позволяет разместить в нём современный девятиэтажный дом (30 метров). Построен был Чанд Баори в период между IX и XI столетиями нашей эры.

Кстати, об этом месте мы подробно писали в нашей статье про самые красивые лестницы в мире. Очень советуем посмотреть!

Внутри колодца, само собой, находится вода, правда, она настолько мутна, что купаться в ней запрещено. Туристам разрешается только омыть свои конечности, однако, часто люди (в основном местные жители) падают в воду, подвергая свои жизни опасности. Вода в колодце вредна настолько, что может умертвить всего за 3 дня. Чтобы снизить количество несчастных случаев смотрители Чанд Баори установили перила, ограждающие от ступеней колодца, но разве перила остановят искателя приключений, желающего своими глазами увидеть внизу «котлована» Дургу и Ганапати?

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Второй период (вторая половина XII в. – начало XIII в.)

Со второй половины XII в. и до начала XIII в. выделяют «золотой век» древнерусского зодчества. Большинство храмов и соборов начинают возводить из нового особого материала — белого камня. Этот камень заменил плинфу — это обожженный кирпич, который начали использовать в Византии. До сих пор неизвестно, что заставило зодчих этого периода заменить плинфу на новый материал. Белый камень стали широко использовать в строительстве, из него были построены Владимирский Успенский Собор и Церковь Покрова на Нерли.

Особенности архитектуры древней Руси в этот период:

  • Одноглавые кубические храмы.
  • Строгое декоративное оформление.
  • В основе лежит крестово-купольный храм.

Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.

Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.

Проблемы периодизации

Понятие современности растяжимое, кто-то считает, что весь XX век – это уже «наше время», кто-то сильно сокращает этот промежуток. В целом исследователи начинают отмерять новый период в развитии архитектуры в связи со сменой стилевой парадигмы. Отправной точкой здесь служит развитие модернизма в архитектуре. Это направление ознаменовало собой XX век, но к 70-80-м годам он себя исчерпал, тогда на смену приходят новые стили. Поэтому современная архитектура – это зодчество последней четверти XX века и начала XXI века. В России эта периодизация претерпевает определенные корректировки. Так как в нашей стране не развитие модернизма сыграло важную роль в становлении архитектуры, а социально-политические процессы. Уже сложилась традиция считать, что современная архитектура России начинается с момента распада Советского Союза.

Каменная древнерусская архитектура до 9 века

Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)

Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:

  • упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
  • укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.

С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Скандинавский стиль

Стиль отличается функциональностью, обилием естественного света и стильной практичностью при сохранении комфорта. Скандинавская архитектура помогает оставаться ближе к природе даже в городских условиях. В стиле доминирует простота и лаконичность.

Архитектурное направление возникло в странах с суровым климатом, похожем на российский — Дании, Швеции, Норвегии. Фасад выполняют из дерева. Обшивку обрабатывают защитными составами, чтобы сохранить натуральную структуру материала. Характерная особенность зданий: большое крыльцо, терраса, двускатные с крутым уклоном крыши с асимметричной или классической формой, большие окна или панорамное остекление.

Желательны деревянные оконные рамы или стеклопакеты, отделка которых имитирует дерево. Крышу покрывают полимерными материалами или металлической черепицей. Строения отличаются неяркими природными оттенками: терракотовыми, темно-зелеными, серыми, коричневыми.

История архитектуры XVII столетия

После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.

Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых – царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.

В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком – Антипом.

Рисунок 1 – Архангельский собор в Нижнем Новгороде

Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи – князем Дмитрием Михайловичем Пожарским

Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.2)

Рисунок 2 – Покровская церковь в Медведково

Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возулиных. 

В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов. 

Пример 1

Например, Успенская “дивная” церковь в Алексеевском монастыре города Углич, которую возвели в конце 1620-х либо в 1630-е годы, имеет три шатра, которые зодчие сумели поставить в один ряд.

В церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, построенный в период с 1635 по 1638 годы, шатер целиком несет декоративную функцию: он никоим образом не связан с интерьером храма и является, что называется, “глухим”. Один из последних памятников каменного шатрового зодчества того периода принято называть церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652).

Данному храму характерна интереснейшая ассиметричная композиция, увенчанная тремя поставленными в ряд шатрами различной высоты. (рис.3) Придельный храм завершается также шатром немного большего размера. Пятый шатер этого храмового комплекса – колокольня, которая немного возвышается над главным объемом храма. В результате складывается ощущение некоторого беспорядка при строительстве, свидетельствующего о кризисе стиля.

Рис. 3 – церковь Рождества Богородицы в Путинках

Коринфский ордер

13. Развалины храма Юпитера в Баальбеке (Ливан). Построен в I веке н. э. Разрушен в 1759 году сильным землетрясением. В стене храма находятся три знаменитых мегалита массой по 800 тонн. Véronique Dauge / wikipedia.org

Третий классический ордер — коринфский. В сущности, он такой же, как ионический, только с другой капителью, круглой в плане и украшенной растительным орнаментом — листьями аканфа. Кстати, за счёт высоты капители он оказался самым стройным. Витрувий записал предание, повествующее об изобретении коринфской капители: «Одна девушка, гражданка Коринфа, заболела и умерла. Её кормилица уложила её вещи в корзинку и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. Корень пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют

Скульптор Каллимах, проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинку и на нежность обросших её молодых листьев. Восхищённый новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера»

Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков

Первая христианская церковь в Новгороде была выстроена из дуба (в конце 10 века). В 1044-1052 годах вместо сгоревшего в пожаре деревянного Софийского собора возвели каменный. Он интересен тем, что демонстрирует отличные от Киева архитектурные вкусы горожан и влияния западноевропейского стиля. Строгие толстые стены, маленькие узкие окна имеют много общего с романской архитектурой. Но сохраняется отличительная особенность древнерусского стиля: башенки и купола. Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте.

Дальнейшие отклонения от византийской модели очевидны в последующих соборах Новгорода: Свято-Никольский (1113 г.), Св. Антоний (1117–19 гг.) и Св. Георгий (1119 г). (Кликайте на картинку для увеличения)

Особенностью новгородской архитектуры стало отражение грубоватой и лаконичной простоты, отсутствие геометрической четкости форм, их характерная пластичность и скупость декора.

Архитекторы Древней Руси

По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:

  1. строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.),
  2. собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина 12 в.),
  3. Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.),
  4. стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).

Зодчим был и князь Святослав Всеволодович.

Отметим, что строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания. В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.

Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях

Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было. Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и  многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).

Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.

В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и  романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.

Архитекутра Древней Руси (кратко и со вкусом величия) является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.

Функционализм, 1910–1940

История

Форма должна соответствовать функции — таков был девиз направления архитектуры, зародившегося в начале XX века в Европе. — это мировоззрение, отождествляющее лаконичность и осознанность. Еще в I веке до нашей эры архитектор Витрувий утверждал, что архитектура — это прочность, польза и красота. Однако к IX веку случился перекос в сторону стиля. Только к концу столетия стали появляться те, кто был против излишнего украшательства, в их числе были основоположники функционализма.

Одним из пионеров функционализма стал учитель Фрэнка Ллойда Райта Ллуис Салливан — отец американского модернизма, создатель первого небоскреба и концепции органической архитектуры. В 1880-х он же и провозгласил девиз соответствия формы функции, а чуть позже, уже в XX веке, Ле Корьбюзье назвал дом «машиной для жизни».

Официально функционализм вступил в свои права к 1930-м годам благодаря появлению Баухауса и в частности благодаря Вальтеру Гропиусу. Здание школы в Дессау по сей день является иконой функционализма. Так же, как и Ле Корбюзье, архитектор был приверженцем унифицированного массового строительства, стремившимся восполнить нехватку жилья в послевоенное время.

Дома в поселке Вейссенгоф, Ле Корбюзье. Штутгарт, Германия, 1927 Дом Фарнсуорт, Людвиг Мис Ван дер Роэ. Плано, Иллинойс, 1946–1951 Фабрика «Фагус», Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Альфельд, Германия, 1910–1913

Архитектурные принципы

Предпосылкой для революции в архитектуре стал прорыв в строительных технологиях, а точнее — появление железобетона. Благодаря ему архитекторы ушли от массивных кирпичных стен и упростили конструктивную схему до каркасной. Колонны заменили несущие стены и позволили внедрить ленточное остекление, тем самым осветив бо́льшую площадь пространства.Скатные крыши также подверглись метаморфозам, уступив место плоским кровлям, увеличивающим эксплуатируемую площадь.

Не углубляясь в инженерию, можно заметить, что все изменения происходили не просто так. У каждой детали есть свое обоснование, как и у ее отсутствия. Предназначение и функция составляющих диктуют глобальное преобразование внешнего облика здания. А красота, в свою очередь, заключается в честности: если бетон, то он не прикрыт, пандус становится акцентом в интерьере, окна полностью меняют облик здания. Каждый элемент самодостаточен и открыт наблюдателю.

Признаки:

  • Простые геометрические формы
  • Отказ от декора: строительные конструкции, такие как бетонные плиты или деревянные балки, часто остаются непокрытыми
  • Плоская эксплуатируемая кровля
  • Ленточное горизонтальное остекление
  • Пандусы вместо лестниц
  • Возвышение здания над землей на так называемых «ножках»

Стоечно-балочная система (ок. 4000 года до н. э.)

6. Дольмен Пулнаброн в Ирландии. Ок. 4200–2900 лет до н. э. Kglavin / wikipedia.org

Мис ван дер Роэ, один из выдающихся архитекторов XX века, как-то сказал: «Строительное искусство начинается там, где тщательно складывают вместе два кирпича». Вообще, история зодчества — это, прежде всего, рассказ о том, как люди искали решение простой на первый взгляд задачи: строить так, чтобы потолки не падали на головы. Если на два расставленных нижних объёма водрузить ещё один, то под ним может образоваться полезное пространство, более или менее закрытое от всего внешнего. Такая примитивная конструкция на языке науки называется стоечно-балочной системой. В древности первыми пользователями данной строительной технологии стали покойники. Именно им, как правило, предназначались дольмены — большие мегалитические «будки», неплохо сохранившиеся до наших дней. Их можно встретить, например, во Франции и в Ирландии, а из ближайших к нам земель — в Крыму. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний Фен-Шуй
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector