Виды запорно-регулирующей арматуры для трубопроводов

Способы установки и правила монтажа

Разнообразие запорной аппаратуры, без которой не сможет работать ни один коллектор, приводит к тому, что заниматься ее установкой и обслуживанием должен специально обученный персонал. У каждой разновидности арматуры имеются свои особенности, которые нужно учитывать при монтаже и проведении сервисных мероприятий. При этом практически всегда применяются специальные инструменты и оснастка. От того, насколько квалифицированно произведены пусконаладочные работы, зависит долговечность и безопасность функционирования объекта.

Соединить запорно регулирующие элементы с трубой можно несколькими способами. Для этого потребуются:

  1. Муфты на внутренней резьбе.
  2. Цапфы с наружным уплотнителем.
  3. Ниппели.
  4. Фланцы. Если диски, прокладки и болты изготовлены из качественного материала, а равномерную и плотную протяжку гарантирует квалификация персонала, подобное соединение обеспечит необходимую герметичность на долгое время.
  5. Сварка. Является наиболее надежным способом стыковки трубопровода и добавочных элементов.

Они несложны:

  1. Перед сборкой все детали необходимо очистить при помощи сжатого воздуха, пара или воды. Во время сварочных работ требуется постоянно контролировать место соединения, так как образование окалины может нарушить герметичность.
  2. Предварительный осмотр фланцев на предмет неровностей на ровной части — зеркале. Не допускается наличие ржавчины, царапин и прочих повреждений. Такие детали надо очистить и отшлифовать.
  3. Нежелательно располагать узел с запорной арматурой на местности со сложным рельефом. Возникающее на точке изгиба напряжение металла может повредить как соединение, так и саму арматуру. В результате появятся утечки и возникнет аварийная обстановка.
  4. Установка обратного клапана обеспечит стабильный поток, защищенный от гидравлического удара при скачках давления внутри магистрали.
  5. Запорная арматура большого диаметра устанавливается на дополнительное основание для недопущения повреждения крепежных деталей и разгерметизации швов.
  6. Во избежание поломки не стоит прилагать к регулировочной аппаратуре излишних усилий при открывании и закрывании.
  7. Если детали трубопровода изготовлены из нержавеющей стали, их установку требуется осуществлять в открытом состоянии.
  8. Условия хранения.

Чтобы отключающая арматура, предназначенная для монтажа на участке магистрали или в конечной точке, работала долгое время без сбоев, аварий и замены, нужно обеспечить оптимальные условия при складировании. Место, где собирают детали трубопроводов, должно быть сухим, темным и без сквозняков. Укомплектованные резиновыми прокладками изделия должны находиться в приоткрытом виде. Если уплотнители металлические, то при консервации такая арматура тщательно закрывается для предотвращения попадания внутрь мелкого мусора.

Кроме того, каждая разновидность регулировочно-запорного механизма имеет свои специфические черты хранения и монтажа, которые предписаны заводом-изготовителем:

Установка дисковых поворотных затворов производится при открытом их положении на 25%. Это предотвращает повреждение прокладки. Закручивание гаек должно быть постепенным.
Для монтажа обратного клапана надо подбирать ответные фланцы такого же диаметра. Необходим строгий контроль расстояния между ним, проверка правильного направления хода потока и режима пульсации.
Сборка шиберных задвижек допустима только после контроля индикатора положения и направления потока

Проведя гидравлическое испытание, следует проверить герметичность и при необходимости подтянуть болтовые соединения.
Горизонтальное расположение и слабое давление при монтаже обратного клапана шарового типа требует повышенной осторожности. Для избежания перепадов давления возможен небольшой перекос при его установке

Клапан с одной створкой перемещается между фланцами с помощью вертикально расположенного крючка перпендикулярно трубе. До установки двустворчатого приспособления нужно проверить работоспособность пружинного механизма.
Запрещено зажимать в тиски и разбирать шаровый кран. До поступления в продажу каждое изделие проходит на предприятии испытание на герметичность с помощью воды или воздуха. Вмешательство в конструкцию может стать предлогом для снятия арматуры с гарантии.

Вид арматуры по типу присоединения к системе

Тип присоединения — один из ключевых
параметров при проектировании трубопроводной арматуры. Самыми популярными видами являются соединения:

  • фланцевые;
  • резьбовые муфтовые;
  • штуцерные;
  • приварные.

Для существующей трубопроводной магистрали этот
вопрос не актуальный, поскольку вариантов нет, их диктует сама система.

Фланцевый тип присоединения

Вся арматура фланцевого типа различается
по единственному признаку — форме фланцев. Они бывают
круглыми, квадратными, треугольными. Два первых встречаются наиболее часто.
Круглые фланцы универсальны, они подходят для любых давлений. Ограничением для
применения квадратных фланцев является давление выше 20 атмосфер.

Арматура с фленцевым соединением.

Присоединительные фланцы должны плотно прилегать
к ответным фланцам на трубопроводе. Их стягивают болтами или шпильками. Для
этого в обоих элементах есть отверстия. Для лучшего прижима крепеж затягивают
гайками. Повышают герметичность прокладки, размещенные между фланцами. Это
разъемное соединение, поэтому проблем при монтаже и демонтаже не возникает. К достоинствам
изделий относят:

  • прочность и надежность;
  • стойкость к высокому давлению;
  • хорошая герметичность.

Главные недостатки такого метода монтажа —
возможное ослабление крепежа, внушительные габариты, немалая масса, высокая
цена.

Изготавливают фланцы из стали либо чугуна —
ковкого или серого. Ковкий чугун лучше, чем серый выдерживает большие
температурные перепады и высокое давление. Литые стальные фланцы очень прочные,
но на них негативно влияют пластические деформации.

Резьбовое соединение

Применяют этот тип присоединения для
трубопроводов с наибольшим диаметром — до ДУ-50 и для давлений до 1,6 МПа. В
этом случае резьба присутствует как на трубе, так и на арматуре. Даже если на
трубопроводе резьбы нет, ее всегда можно нарезать. С одного конца арматуры этого
типа имеется шестигранник для возможности применения разводного ключа для
накручивания.

Арматура с резьбовым соединением.

Резьбовые соединения бывают двух
исполнений — с внутренней резьбой и внешней. С двух
сторон изделия может быть разная резьба — внутренняя с одной и наружная с другой
или идентичная с обеих сторон. Стандарты резьбы также встречаются разные.

Усиливают резьбовое соединение путем
использования уплотнителей — льняной нити, ленты ФУМ, густых смазок. Такое
соединение используют для монтажа самой разной запорной арматуры — клапанов,
задвижек, разделителей потоков.

К плюсам резьбовых соединений причисляют
отсутствие дополнительных элементов для установки, низкую цену, простоту
монтажа и замены. Минус — непригодность для магистралей с высоким давлением.

Соединение штуцерное

Применяют этот тип для присоединения арматуры
совсем малых диаметров — до ДУ-5. В этом случае присоединительный конец имеет
внешнюю резьбу и прижимается к трубе накидной гайкой. Посредством штуцерного
соединения в магистраль внедряют различные измерительные приборы.

Арматура с штуцерным соединением.

Используют его для небольшого перечня
специфических труб таких, как лабораторные.

Сварное соединение

Приварное соединение необходимо на тех
магистралях, которые пропускают среды, опасные для здоровья. Здесь нужна
идеальная герметичность, поскольку даже самые малейшие утечки недопустимы.
Главное условие — сварочный шов не должен быть слабее стенки трубы.

Арматура под приварку.

Выполняют соединения двумя способами:

  1. Встык, когда сцепление для исключения перекоса деталей дополняют
    подкладным кольцом.
  2. В раструб. При этом сварочный шов находится на наружной стороне трубы.

Грамотное соединение сваркой является
самым надежным, на 100% герметичным. Сварке
предшествует подготовка концов трубы. К достоинствам приварного соединения
относится низкая стоимость, незначительный вес, небольшие габариты.

Минусы проявляются в том, что использование такого способа соединения невозможно без привлечения квалифицированного персонала. Демонтаж арматуры очень трудоемкий.

Запорная арматура для сливного бочка унитаза

Арматура для унитаза.

В быту очень часто приходится иметь дело с арматурой для сливного бочка унитаза. Более подробно о ней, её видах, правильной установке и регулировке можно узнать в отдельной статье: сливная арматура для бочка унитаза.

Виды трубопроводной арматуры по способу соединения

Исходя из того, каким образом трубопроводнаяарматура соединена с трубопроводной магистралью, выделяют такие ее виды:

  1. Муфтовая. Соединяют ее посредством муфты, имеющей резьбу внутри.Используют такой способ соединения в трубопроводах, изготовленных из полиэтилена,полипропилена, металлопластика. Трубопроводная арматура должна иметь диаметрмаксимум 8 см и выдерживать давление (рабочее) 10 атм.
  2. Фланцевая. Это прочное ремонтопригодное соединение, включающееболтовую стяжку. Это является слабым звеном фланцевой стыковки, посколькукрепление имеет свойство периодически ослабевать. По этой причине нужноконтролировать состояние крепежа.
  3. Приварная. Это соединение обеспечивает наибольшую герметичность инадежность. Его применяют в магистралях, транспортирующих опасные среды.Стыковку осуществляют путем выполнения сварочного шва встык либо в раструб.Чтобы полностью исключить перекос стыкуемых деталей иногда применяют подкладноекольцо.
  4. Цапковая. Так соединяют арматуру небольшого размера, которая работаетпод большим давлением. Используют присоединительные патрубки, имеющие наружнуюрезьбу и бурт.
  5. Штуцерная. Применяют для изделий с максимальным диаметром 1,5 см.Востребована такая арматура для лабораторных трубопроводов. Соединяютпосредством резьбы.

Виды трубопроводной арматуры

Арматурные изделия классифицируются по способу применения, назначения, конструкции. Виды арматуры на трубопроводах выделяют следующие:

  • фланцевые;
  • соединительные;
  • для труб из разных материалов;
  • для атомных электростанций.

Остановимся подробнее на этих видах.

Фланцевая

Фланец – это плоский диск с определенным количеством крепежных отверстий. Фланцы соседних элементов плотно прилегают друг к другу. Соединение осуществляется затягиванием крепежных болтов гайками. Прокладками обеспечивается герметичность. Фланцевая арматура устанавливается в системах, работающих при разном давлении и температурах. К трубе фланец приваривается.

Фланцевое соединение является разборным, что упрощает проведение ремонтных работ, осмотр и замену элементов. Изготавливается чугунным или стальным, применяется для трубопроводов от 50 мм в диаметре, выдерживает температуру до 400 С, можно располагать в горизонтальном и вертикальном положении.

Соединительная

Соединительная арматура трубопроводов применяется при соединении элементов из разных материалов и диаметров. В точке стыковки труб из стали и пластика, где диаметры соединяемых элементов отличаются, применяют соединительную арматуру.

В качестве дополнительных деталей устанавливают муфты, заглушки и прочие фитинги, в конструкции которых нет запорно-регулировочного механизма. Такие элементы обеспечивают быстрый монтаж и замену деталей трубопровода. Соединительные элементы выпускаются сечением 25-2020 мм, для давления от 1 до 4 МПа из чугуна, стали, пластика.

Нержавеющая

Трубная арматура из нержавеющей стали образует соединение, не вступающее в химическую реакцию с рабочей средой, что обеспечивает долговечности системы. Такие элементы, как клапаны, краны, переходники, задвижки используются для нержавеющих трубопроводов при транспортировке пищевых жидкостей, алкогольных и безалкогольных напитков.

Нержавеющие элементы образует прочное соединение, устойчивое к коррозии, агрессивным средам, что обеспечивает ее использование в нефтехимической и газовой промышленности, фармакологии, АЭС. Детали не взаимодействуют с транспортируемыми продуктами, не изменяют ее и свою структуру.

Арматура для АЭС

Атомная электростанция – это энергетический объект высокой опасности. В ее конструкцию входит большое количество трубопроводов, устанавливается арматура промышленная трубопроводная. К элементам предъявляются следующие требования:

  1. Направление движения рабочей жидкости должно совпадать с указанием стрелки на корпусе.
  2. Нельзя использовать детали, не соответствующие назначению.
  3. Доступ ко всем видам арматуры должен быть свободным.
  4. Нагреваемые при работе соединительные элементы трубопровода закрывать съемной конструкцией с теплоизоляцией, закрепляемой с помощью резьбы.

Отдельные части трубопровода, находящегося под высоким или средним давлением, соединяют сваркой или фланцевой арматурой, что уменьшает возможность протечек. Материалом для изделий должны быть высококачественные металлы.

Важно: для обеспечения безопасности работы парогенераторов устанавливают предохранительные клапаны – основной и вспомогательный. Для удаления дренажа из контура станции монтируют сначала запорный, далее – регулировочный.

Арматура металлопластиковых труб

Металлопластиковые трубы используются для прокладки внутри помещений. Это внутренний водопровод и отопление. Соединения участков осуществляется вентилями, запорными и переходными кранами и прочими элементами. Они используются при температуре теплоносителя до 95 С и давления 16 атм.

Трубопроводы из металлопластика используются в быту, имеют аккуратный внешний вид, резьбовое или прессовое соединение. Фитинги изготовлены из латуни с никелированным покрытием. Изделия имеют стандартные размеры, на их поверхности нанесена маркировка.

Фитинги для полиэтиленовых и полипропиленовых труб

Фитинги для пластиковых труб различают для напорных и безнапорных систем. Для полиэтиленовых труб самым надежным считают сварное соединение. В результате получаем единую литую герметичную трубу.

Американка: что это такое, фитинг для соединения труб Устройство, применяемое для объединения отдельных элементов трубопроводов в единую схему, состоящее из накидной гайки и резьбовых втулок, в среде сантехников называют фитинг американка. Применяется в…

Для регулировки потока, разделения его на отдельные части, используют краны, заслонки и вентили, выдерживающие давление до 16 атм, температуру от 45 до 80 С. Применятся фитинги латунные, бронзовые, стальные. Для водопровода допустимо устанавливать полиэтиленовые краны с металлической вставкой.

Этапы ремонта трубопроводной арматуры

  • Полная или неполная разборка изделия(в зависимости от вида ремонта);
  • Чистка и промывка составных частей изделия;
  • Визуальная проверка(при необходимости — инструментальная дефектовка) комплектующих;
  • Смена уплотнителей(набивок, прокладок, сальников);
  • Замена изношенных комплектующих (болты, шпильки, гайки);
  • Замена подшипников упора(при необходимости);
  • Восстановление(замена) основных комплектующих изделия(при необходимости);
  • Визуальный осмотр и метрологический контроль перед монтажом;
  • Монтаж, пневмо — гидравлические испытания.

Зачастую более оптимальным решением проблемы является замена изделия в целом. В случаях критического износа изделия ремонт может обойтись дороже нежели приобретение нового. При разрушении определенных комплектующих ремонт невозможен. В любом случае до принятия Вами решения лучше обратиться к специалистам.

Теперь, если вам необходимо, к примеру, быстро и качественно поменять задвижку в системе, достаточно лишь обратиться к профессионалам «ГЛОБАЛ-ИНЖИНИРИНГ».

Условия хранения запорной арматуры и ее монтаж

Если запорная арматура для трубопроводов укомплектована резиновыми уплотнителями или является шаровым краном, ее хранят в приоткрытом состоянии.

Запорная арматура с металлическими прокладками хранится исключительно в закрытом виде, для того чтобы не допустить попадания мелкого механического мусора. Задвижки до их установки должны находиться в закрытом сухом помещении, без сквозняков и доступа света.

Монтаж запорной арматуры проводится путем осуществления последовательных технологических процессов. Высокое качество сборки, долговечная и бесперебойная работа достигается при произведении установки квалифицированными мастерами с внушительным стажем работы в данной области.

Для каждого вида детали есть свои правила, которые учреждают заводы по производству запорной арматуры с целью выполнения их при установке:

Дисковые поворотные затворы монтируются с открытием диска на 25%. Повреждение прокладки не должно возникнуть, если оставить достаточное расстояние между фланцами одинаковых диаметров. Все гайки следует закручивать постепенно, а между самим корпусом и фланцами нет необходимости в установке еще одной прокладки. Обратные клапаны должны иметь одинаковые диаметры с ответными фланцами. Строго контролируется монтажное расстояние между клапанами, правильность направления потока, режим пульсации. Шиберные ножевые задвижки в первую очередь требуют проверки индикатора положения. Во время монтажных работ соблюдается направленность потока и необходимое расположение ножевых задвижек. После проведения гидростатического испытания вести наблюдение на предмет протечек и подрегулировать при надобности болтами. Шаровой обратный клапан требует повышенного внимания в условиях минимальных давлений и горизонтальном монтаже. Чтобы эффективно противодействовать перепадам давления в системе, возможен монтаж шара с перекосом направления. Одностворчатый обратный клапан опускается между фланцами крючком, который при нахождении затворки перпендикулярно трубопроводу целесообразно располагать вертикально. Двухстворчатый обратный клапан не подходит для установки при уменьшающемся потоке

Перед установкой в обязательном порядке проверить функционирование пружин

Шаровой кран никогда не фиксируется с помощью тисков и нуждается в осторожности при закрутке соединений. Нежелательно вмешиваться в строение неиспользованной запорной арматуры, так как каждый кран проходит на производстве испытания сжатым воздухом и водой для обеспечения гарантии правильной сборки всех частей крана

Требования к запорной арматуре

Запорные механизмы для технических магистралей должны отвечать следующим требованиям.

  • Структурная целостность. Недопустимо наличие механических повреждений. Это касается корпуса, соединительных и управляющих элементов арматуры. Использование дефектных изделий снизит эффективность сети, не позволит контролировать поток.
  • Герметичность. Продукция должна комплектоваться качественными уплотнителями. Наличие протечек и запотеваний говорит о проблемах с прокладками либо некорректном формировании соединения.
  • Плавность регулировки. Наличие заклиниваний и заеданий свидетельствует о поломке рабочих механизмов. Исправная арматура обеспечивает плавный ход подвижных элементов.
  • Комплектность. Сертифицированный товар дополняется сопроводительными документами. Они запрашиваются при приемке, подтверждают соответствие продукции отраслевым нормативам.

Запорная арматура проверяется перед монтажом. Наличие явных и скрытых дефектов — повод отказаться от использования продукции.

Разновидности трубопроводной арматуры

Если рассматривать способ перемещения запорной арматуры, можно выделить такие ее группы.

  • Краны представляют собой запирающий механизм, оснащенный вращающимся телом. Элемент крутится вкруг собственной оси; по отношению к потоку может быть размещен произвольно, с учетом конкретной инженерной потребности.
  • Задвижка может быть как запорной, так и регулирующей. Она передвигается в перпендикулярной ориентации относительно потока; у механизма имеются 2 крайних положения («закр.» и «откр.»).
  • Затвор, он же заслонка, он же герметичный клапан имеет дисковидную форму, проворачивается вокруг собственной оси, монтируется перпендикулярно к движению масс или под определенным углом к ним.
  • Вентиль тоже является клапаном, но запорного предназначения. Тело, работающее на запирание потока и его регулировку, насажено на шпиндель и передвигается в параллельном к движению массы направлении, перекрывая частично или полностью сечение трубопровода. Работает только с жидкими и газовыми средами.

В конкретной системе трубопровода могут совмещаться все перечисленные элементы арматуры, но могут использоваться и только часть этих механизмов.


Для дома

Виды запорной арматуры

задвижкикранывентили

  • присоединяемые с помощью фланцев;
  • с присоединением под резьбовую муфту;
  • штуцерного вида;
  • предназначенная для приварки.

По способу управления запорная арматура для воды разделяется на следующие виды:

  • запорные устройства, имеющие ручное управление;
  • арматура, оснащенная электрифицированным приводом;
  • запорные устройства, управляемые дистанционно.

Назначение запорной арматуры с разным типом управления

  • Ручное управление. Эта разновидность запорной арматуры трубопровода имеет наибольшее распространение. С ней приходится иметь дело практически каждому бытовому пользователю систем водоснабжения и отопления. Это запорные краны, задвижки, вентили и затворы, перекрытие и открытие которых осуществляется посредством мышечных усилий.
  • Электропривод. В производственных цехах для облегчения операций запорные устройства часто оборудуются электрическими приводами, включающими в себя электродвигатели и механические редукторы. Управление этим классом трубопроводной арматуры осуществляется с помощью кнопочного поста, который может располагаться в непосредственной близости от управляемого устройства. Для ограничения хода такие приводы оборудуются концевыми выключателями, которые разрывают цепь управления электродвигателем при достижении крайних точек.
  • Диспетчерские пункты. Запорные устройства, работающие в схемах автоматического или дистанционного управления, могут управляться пусковыми органами, расположенными вдали от самой арматуры. Например, открытие или закрытие электрифицированных задвижек и заслонок может производиться с диспетчерского пункта, оборудованного специальной мнемосхемой, отражающей текущее состояние различных устройств.
  • Автоматическое управление. Управление запорной арматурой может быть полностью автоматическим. Например, в автоматизированных системах управления технологическими процессами в отопительных или водопроводных сетях команды на включение или отключение задвижек, клапанов и кранов формируются специализированным программным обеспечением, осуществляющим регулирование режима работы системы.

Обратный клапан

Обратный клапан на водопровод

Установка обратного клапана необходима в случаях, когда используется насосная станция.

Его монтаж выполняется сразу после станции или после храповика на всасывающей трубе. Для монтажа обратного клапана необходимо использовать специальный сгон. При этом сгон должен устанавливаться с двух сторон обратного клапана.

Более того, при установке важно проследить за стрелочкой, которая должна идти в одном направлении с потоком воды. Диаметр клапана должен полностью соответствовать диаметру труб

Не рекомендуется использовать переходники с меньшего на больший диаметр, и наоборот.

Шаровый кран

Этот вид запорной арматуры встречается в каждом доме. Для его установки будет достаточно одного разводного ключа или пару рожковых.При этом не рекомендуется использовать газовый ключ, так как есть риск повредить поверхность крана.

Как правило, с двух сторон шаровый кран имеет резьбу наружную и внутреннюю. В обязательном порядке на нее следует наматывать паклю или фум-ленту.Это необходимо для герметизации стыков соединения запорной арматуры

Здесь важно не переусердствовать и не намотать большого количества ленты или пакли

Все должно быть в меру.Итак, мы рассмотрели основные рекомендации и советы по установке запорной арматуры на трубопроводах.Крайне важно соблюдать все технические предписания, а также технологические процессы. Иначе это может привести к некачественной установке

Хуже всего, при неаккуратной работе можно испортить запорную арматуру.

Виды запорной арматуры

Если быть точным, то запорная арматура предназначена непосредственно для прерывания потока рабочей среды в трубопроводах. Но в бытовом обиходе в эту группу включают не только перекрывающие устройства, но и механизмы регулировки и стабилизации потока жидкости или газа.

Обычно под запорной арматурой подразумевают:

  • Шаровые краны
  • Водопроводные краны другой конструкции
  • Вентиля
  • Смесители

Данные устройства в основном устанавливаются на бытовых сантехнических приборах. А на магистралях водоснабжения или отопления, имеющий больший диаметр, применяют задвижки различных конструкций. Именно про ремонт и обслуживание запорной арматуры такого типа и поговорим.

Устройство клиновых задвижек

Данная запорная арматура наиболее распространена на сегодняшний день. Она может быть смонтирована на трубопроводах с внутренним диаметром от 15 до 2000 мм.

Чугунные задвижки отличаются невысокой стоимостью, обеспечивают надежное перекрытие потока

Еще одно немаловажное преимущество запорной арматуры данного типа — отличная ремонтопригодность. Чугунные задвижки могут применяться на магистралях, работающих под давлением до 160 атмосфер

К недостаткам стоит отнести хрупкость чугуна, из которого сделан корпус устройства, кроме того, не рекомендуется эксплуатация таких задвижек в условиях отрицательных температур.
Стальные задвижки, в число которых входит и нержавеющая запорная арматура, применяются чаще других модификаций. Изделия из нержавеющей стали имеют большую устойчивость к коррозии, могут работать при огромном давлении (до 1000 Мпа). В последнее время на рынке стали появляться модификации с полимерным покрытием, которые обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Задвижки из цветных металлов и сплавов могут применяться на трубопроводах, предназначенных для транспортировки газов и практически любых жидкостей, в том числе и углеводородов с большой вязкостью. Также как и нержавеющая арматура запорного типа, такие задвижки не поддаются коррозии, имеют значительный эксплуатационный ресурс.

Принцип действия задвижек основан на повороте шпинделя, который передает усилие и смещает клин, прижимающий запорные элементы к внутренним стенкам корпуса устройства. Благодаря этому происходит прерывание потока рабочей среды. Все основные поломки запорной арматуры связаны с выходом из строя уплотнений, шпинделя или нарушением герметичности корпуса (особенно у чугунных задвижек).

Задвижка и ее разновидности

Движение потока газа, пара или жидкости регулируется самым распространенным видом запорной арматуры — задвижкой. Условно можно классифицировать устройства по нескольким характеристикам.

По виду выделяют задвижки:

Уплотнительные поверхности затвора параллельной задвижки расположены параллельно друг к другу.

  • полнопроходные;
  • суженные (диаметр трубопровода превышает диаметр отверстия кольца уплотнения).

По форме затвора различают задвижки арматуры:

  • клиновые;
  • параллельные.

Особенность — остановка движения потока веществ поступательным поворотом затвора перпендикулярно основному потоку транспортируемого вещества. Уплотнительные поверхности клинового затвора расположены с соблюдением определенного угла по отношению друг к другу. Все виды клиньев изготавливают из высоколегированной стали. Применение — транспортировка аммиака (жидкого и газообразного), водяного пара и воды, неагрессивных нефтепродуктов.

Уплотнительные поверхности затвора параллельной задвижки расположены параллельно друг к другу. Различают однодисковые (шиберные) и двухдисковые задвижки арматуры.

По типу движения шпинделя бывают задвижки:

  • с вращающимся шпинделем (поступательно-вращательные и поступательные движения);
  • с выдвижным штоком и шпинделем (только вращательные движения).

Задвижки с вращающимся шпинделем используются при трубопроводах, где необходимо обеспечить смазку трения ходовой гайки и шпинделя и отсутствует угроза коррозии узла. Задвижки с выдвижным шпинделем выше вращающихся, благодаря техническим характеристикам их применяют во всех остальных системах.

Чугунная задвижка применяется для пуска и полного прекращения движения потока веществ. Максимальная рабочая температура — 225°С.

По виду материала выделяют задвижки:

  • стальные;
  • чугунные.

Стальная задвижка запирает движение в трубопроводе. Разрешенные рабочие вещества — пар, вода, неагрессивные нефтепродукты в газообразном и жидком виде. Применяются для работы с различными уровнями давлений и проходов в условиях умеренного климата по всей протяженности трубопровода.

Чугунная задвижка применяется для пуска и полного прекращения движения потока веществ.

Максимальная рабочая температура — 225°С. Разрешенные вещества — пар, нефтепродукты, масло, вода. Допускается установка на горизонтальном и вертикальном трубопроводе с учетом особенностей монтажа.

Оба вида задвижек относятся к категории ремонтируемых изделий арматуры с вынужденной продолжительностью эксплуатации.

Отдельно выделяют , которая состоит из эластичного патрубка, помещенного в отбортованный на фланцах защитный корпус. Полностью отсутствует контакт с рабочей средой. Принцип работы — одностороннее или двухстороннее перекрытие эластичного шланга (пережим). Применение — транспортировка абразивных пульп, нефтепродуктов, шламов, агрессивных веществ. Температура среды не должна превышать 110°С, а давление в трубопроводе — 6 кгс/см 2 .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний Фен-Шуй
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector